В прошлом году в региональных и федеральных СМИ неоднократно рассказывалось о том, как жители деревень, устав ждать от властей решения вопросов местного значения, сами и за свой счет ремонтировали дороги. Яркий пример, когда граждане берут власть в свои руки, есть и в Свердловской области. Еще в августе 2009 года инициативные жители поселка Калиново, создали одноименное некоммерческое партнерство. Они поставили перед собой цели решить вопрос по уборке и вывозу мусора с берега озера Таватуй, наладить бесперебойное электроснабжение частного сектора и коллективных садов и заставить чиновников взять дорогу, соединяющую Калиново с «большой землей», на баланс и привести ее в надлежащее состояние. О том, что удалось сделать за годы работы и какие трудности еще предстоит преодолеть – в интервью МК-Урал рассказал председатель правления НП «Поселок Калиново» Илья Попов.

news 25 03 2018 01 

– Илья Сергеевич, какие проблемы удалось решить при участии НП «Поселок Калиново» за неполные девять лет с момента создания организации?

– Уборка мусора на берегу озера Таватуй, налаживание системы вывоза твердых бытовых отходов, приведение в порядок уличного освещения, расчистка дорог от снега – основные задачи, которые удалось решить в первые годы работы некоммерческого партнерства. По энергоснабжению проблема тоже исчезла – три подстанции, пять километров сиповских проводов (применяются в воздушных ЛЭП – Прим.) и триста бетонных опор тому свидетельство. Перед нами также стояла важнейшая задача по обеспечению безопасности жителей поселка – с октября 2017 года в Калиново круглосуточно дежурит оперативный экипаж ЧОП «Альфа», уже 30 домов находятся под его охраной. Вопрос благоустройства теперь тоже не стоит так остро, как это было ранее. Остается наша основная проблема, касающаяся абсолютно всех жителей поселка Калиново и окрестностей – это грунтовая дорога вокруг озера Таватуй, которая в период межсезонья и проливных дождей превращается в труднопреодолимое для легковых автомобилей препятствие.

– Эта проблема не решаема в принципе?

– Нет, я бы так не сказал. Все знают и помнят, как мы всем миром собирали деньги, чтобы отсыпать эту дорогу. В 2011 году работы были выполнены. Потом, когда местами дорога где-то «провалилась», мы привлекли средства крупных спонсоров. Помогали структуры семьи Язевых, новоуральские компании, артель старателей «Нейва» и другие предприниматели. Благодаря их поддержке в 2012 году дорогу удалось отсыпать скальным грунтом. Нашей следующей целью было поставить её на баланс области, и у нас совместно с администрацией Невьянска это получилось – в 2014 году она стала обслуживаться ГКУ СО «Управление автодорог». Параллельно мы добивались асфальтирования Аятской дороги. В прошлом году, благодаря помощи депутатов Законодательного Собрания Владимира Никитина и Михаила Ершова, а также управляющего Горнозаводским управленческим округом Евгения Каюмова нам удалось решить и эту проблему.

news 25 03 2018 02

– Получается, цели достигнуты?

– В принципе основные задачи выполнены. Дорогу поставили на баланс и теперь можно заставить уполномоченные организации своевременно ее чистить в зимнее время или провести разравнивание проезжей части с помощью грейдеров. Но этого недостаточно. В настоящее время на территории юго-западного побережья озера Таватуй реализуется несколько масштабных проектов – сумма инвестиций почти под миллиард рублей. Предприниматели вкладываются в развитие внутреннего туризма, строят и модернизируют базы отдыха, а без асфальтированной дороги привлечь туристов и частные средства достаточно проблематично.

– Какая сумма необходима для асфальтирования этого участка?

– Приблизительная цена – 20 миллионов рублей за километр. Нам нужно заасфальтировать пять километров. Это 100 миллионов рублей. Но, отмечу, что сюда входит основательная работа – с насыпью, вырубкой деревьев и так далее. В ГКУ СО «Управление автодорог» признают, что дорога находится в недопустимом транспортно-эксплуатационном состоянии, но в планах её реконструкция не предусмотрена как минимум до 2031 года.

– Получается, что жителям поселков и туристам придется мучиться еще как минимум лет 15?

– Судя по ответам из государственных структур, так и есть (ответ читать здесь). С одной стороны, по данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, дорога не подлежит асфальтированию ввиду небольшой социальной значимости. С другой стороны, в этой части озера постоянно проживает порядка 3000 человек. Плюс на территории развивается внутренний экотуризм.

– Насколько известно, в регионе даже принята стратегия развития внутреннего и въездного туризма на период до 2030 года, которая как раз предполагает создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста за счет увеличения доли туризма.

– Верно. Сейчас на территории вблизи поселка Калиново есть 7 крупных компаний, специализирующихся на предоставлении соответствующих услуг. Это базы отдыха «Зеленый мыс», «Весна», «Веревкин угол», расположенные на берегу Верх-Нейвинского пруда. Доступ к ним возможен только со стороны нашей дороги, так как с обратной стороны находится Новоуральск, въезд в который разрешен только по спецпропускам. Более того, в поселке Калиново в настоящее время реализуются масштабные инвестпроекты. С 2012 года работает база отдыха «Зеленая горка», в которую вложено около 80 миллионов рублей. Не менее интересный проект реализует предприниматель Елена Чернышова. Она предлагает различные программы здорового образа жизни для отдыхающих. Недавно они приобрели несколько участков в частном секторе, вложили 100 миллионов рублей и готовы развиваться дальше. Другой амбициозный проект – «Калиновские горки» – его создатели также выкупили ряд участков, на которых сейчас строят дома. В совокупности бизнес вкладывает в территорию почти миллиард рублей, и помощь со стороны областных властей для дальнейшей инвестиционной привлекательности округа была бы на данном этапе весьма кстати.

– В правительстве Свердловской области как-то отреагировали на активность предпринимательского сообщества?

– Осенью 2017 года мы вместе с управляющим Горнозаводским управленческим округом Евгением Каюмовым провели рабочие консультации с министерством транспорта и министерством инвестиций. После этого в декабре я инициировал приезд в Калиново министра инвестиций Виктории Казаковой и директора «Центра развития туризма» Эльмиры Тукановой. Они пообщались со всеми инвесторами и убедились, что проекты реализуются весьма успешно. После этого на совещании 22 февраля у вице-губернатора Свердловской области Алексея Орлова, курирующего внутренний туризм, было озвучено, что образовался так называемый «таватуйский туристский кластер», который надо поддержать со стороны государства инвестированием в реконструкцию дороги к поселку Калиново. Министерству транспорта была поставлена задача подготовить свои предложения по данному вопросу, а Министерству инвестиций уточнить у всех инвесторов сроки ввода объектов в эксплуатацию. Следующее совещание назначено на 2 апреля.

– Как к вашей инициативе относятся жители Калиново?

– Безусловно, они обеими руками «за». Мы сейчас собираем подписи в поддержку нашего проекта, сделать это можно в офисе управляющей компании «Демидовский ключ». Я призываю всех неравнодушных жителей Калиново прийти и поддержать нашу инициативу.

Наверх